Миссия Напрасновка

By | 22:05
Деревня-конструктор, собранный из нескольких хуторов. Сейчас здесь осталось два местных жителя. Конструктор разбирается


Напрасно – это слово формирует название деревни и лежит в основе легенды о его происхождении. Она гласит, что когда-то эти земли принадлежали помещику, который проиграл их в карты еврейскому барону. Поражение картежник пережил легко, так как потерянные земли были не самыми плодородными. А вот евреи-переселенцы, пожив здесь, осознали, что переехали сюда «напрасно». От их постоянного жалующегося причитания и пошло сегодняшнее название деревни. Хотя, как свидетельствуют архивы, за время своего существования (первое упоминание о селе датируется 1777 годом) она имела еще пару наименований: Красновка и Ново-Напрасновка.

В 19 веке здесь действовала молитвенная школа, а с 1924 года– четырехлетка для младших классов. Местные старожилы утверждают, что она была еврейской, но учиться в ней могли все. В обычном деревянном доме евреи организовали и свою синагогу, на месте которой после войны построили новый жилой дом. Молились там каждый день, утром и вечером.


Дом, на месте которого раньше стола еврейская синагога

Немцы заняли Напрасновку в июле 1941 года. С учетом того, что тут проживало много евреев, следовало ожидать беды. В марте 1942-го фашисты согнали их в один край деревни, а всех остальных жителей в другой. На краю села, в ровке между Напрасновкой и Михайловичами, тогда расстреляли 240 жителей. В первоначальном виде их братская могила просуществовала до 60-х годов. Пока сердобольные местные, видя, что через нее проходит конная дорога, не инициировали перезахоронение. Пригнали трактор, несколько гробов. Среди выкопанных костей нашли кошелек и огромную женскую косу с гребешком. По этим приметам люди смогли опознать нескольких родственников.


Фото Михаила Левцова

Екатерина Даниловна Блиндерова, уехавшая из Напрасновки в 1947 году, поделилась еще одним детским воспоминанием военной поры: «Одному из евреев тогда удалось сбежать. Ближе к концу войны он вернулся и заявился в дом к полицаю, который занял дом расстрелянной еврейской семьи, и силой его куда-то увез. Говорят, отомстил и убил».

Освободили Напрасновку солдаты 2-го Белорусского фронта в июне 1944 года. Многим пришлось начинать жить заново. Но все же, пусть без домов, с инвалидностями, с погибшими родственниками, они были живы. А значит, историяпродолжалась .

«С нашей продукцией Гагарин в Космос летал»



Тамара Кулинкина, а ныне Пищекова, родилась в 1953 году. Проведенное здесь детство она вспоминает как одну из самых прекрасных пор в своей жизни. У ее семьи давно уже своя квартира в Барани (Оршанский район), но с выходом на пенсию каждый дачный сезон, с мая по сентябрь, они проводят здесь, на родине ее предков. Стремится сюда и поколение ее детей.

«Зимой, бывало, занесет тут все. Мы на старых жигулях не можем проехать. Тогда отец берет коня и нас тащит, чтобы до дома пробраться. Чего ездили каждые выходные? Тянуло сюда и тянет. В квартире же невозможно сидеть!», – рассуждает Тамара.

Их дом очень сильно отличается от обычных деревенских. В каждой детали – уют и продуманность. Старые люстры из квартиры они не отправили на мусорку и приспособили в саду. Они, вместе с фонарями на солнечных батареях, загораются здесь по вечерам. Нашла свою вторую жизнь и часть колеса, которая теперь выполняет функцию декора на калитке. Над лазурным ретро-столом висит колокольчик, в который звенят каждый раз, когда на шашлыки в Напрасновку приезжает весь состав семьи.

Фото Михаила Левцова
Тамара Пищекова, окончив школу в Маслаках, уехала учиться в Новополоцк на оператора химического оборудования. Завод «Красный октябрь» (сейчас «Техника связи»), на котором она работала после, имел военное значение и выпускал радиотехническую продукцию. С ней Гагарин совершил свой полет в Космос. После развала СССР, как и на многих предприятиях, масштабы производства, штат и зарплаты там в разы сократились. 

Фактом причастности к первой высадке человека в Космосе семья Пищековых гордится. А еще хвастается тем, что отец Тамары на время войны перевозил Ленина из Мавзолея на Урал. Иначе на кого бы сейчас туристы в Москве смотрели?

Пока Тамара вспоминает былые времена, ее муж Алексей возвращается из соседней деревни, везя на тележке бидон с водой. Из местного колодца воду можно использовать, увы, только для полива грядок. Пить ее невозможно. Хотя кто-то от безысходности, когда запасы заканчиваются, пьет и эту, предварительно прокипятив.

Бесполезный колодец
Сельские игры

Когда здесь было больше ста жителей, и каждый дом переворачивали вверх дном по трое-четверо детей, заняться всегда было чем. В свободное от помощи на ферме родителям время проявляли изобретательность и на каждый день придумывали новые игры. Тамара вспомнила лишь некоторые из них. Зимой дети очень любили играть в «Коловрот». Брали колесо с телеги, привязывали его к жерди, к ней – санки. Несколько человек крутили колесо, а остальные по очереди катались на санках. Часто гоняли в «Лапту», прятки, чертили свои классики. Вместо отсутствующего в деревне асфальта площадкой для последних служила хорошо вытоптанная, твердая земля, на которой палочкой рисовали ячейки. 

Еще одна из забав была – покататься на «козе». Так называли металлическую палку, согнутую в дугу посередине, с концами поднятыми к верху. По форме это напоминает металлические ножки, в которые становились и прыгали по деревне, воображая себя наездниками.

Пока взрослые играли в карты, детям разрешалось собирать отбой. Но как только тузы и пики попадали в их руки, начиналось многочасовое выяснение главного «дурака».

На удачу
По теплым вечерам под большой липой в деревне устраивали танцы. Свет сюда провели в 60-ые, и наконец-то появилась возможность слушать пластинки с песнями Валерия Ободзинского на патефоне. Со временем патефоны вытеснили радиолы и приемники. Сейчас на место вечерних и ночных посиделок и плясок у костра сгружают навоз.

Слово старожилам



Анна Васильевна Ромашкевич родилась в 1936 году в Стрикилях. Сюда переехала в 1957-м, и по общему количеству прожитых здесь лет, не смотря на то, что она не коренная напрасновка, тянет на старожила. К слову, на малой родине ее застала война и заставила помотаться по стране в беженцах. Анна Васильевна рассказывает, что тогда они буквально только-только построили дом, а его сожгли. Как и почти всю деревню.

Она закончила 4 класса и всю жизнь посвятила животноводству. Похоронив мужа и одного из сыновей, Анна Васильевна не может сказать, что страдает от одиночества: «За хлебом схожу, у соседки посижу. Заедет кто в гости – хорошо. Нет – и так сойдет. С дедом, конечно, веселее было, но после инсульта он постоянно стонал, кряхтел, требовал «горелки». Он и сам уже жить не хотел, помер и, слава богу».

Автолавка приезжает в деревню два раза неделю. Дополнительно продукты завозит частник из Орши. Закупившись молоком и мукой, Анна Васильевна возвращается домой и печет блины. Те, которые пожирнее, отдает коту по кличке «Никак». А сама ест не за столом, а на старой швейной машине, на которой она шила себе наряды, пока позволяло зрение.

Золотая жила



Нина Ивановна Гавриченко – вторая из тех, кто сейчас живет в Напрасновке постоянно. Спутник ее жизни умер год назад, и в свои шестьдесят с небольшим она в одиночку уверенно справляется с хозяйством из коз, поросят и уток и говорит, что, по сравнению с работой на химическом производстве и воспитанием детей, это все отдых.

Ее отец, Иван Трофимович, был инвалидом войны. Получил осколочное ранение в партизанах. Осколки выходили из него и нарывали на протяжении всей жизни. Нина Гавриченко пожаловалась, что при жизни о нем помнили, приглашали на День Победы, на выступления перед школьниками. А на похороны никто не пришел. Был герой и нет героя.

Нина Ивановна рассказала о еще одной, неизвестной многим странице этой деревни. Оказывается, сюда до сих пор наведываются искатели золота. Ищут то, что в своих домах могли оставить евреи. За все время лишь одни поиски увенчались успехом. Лет 10 назад, когда засевали поле, в деревне нашли золотые монеты. В целом же продолжающиеся попытки наткнуться здесь на сокровища почти бессмысленны. Евреи в Напрасновке жили среднего достатка, а то, что у каждого из них обязательно должен быть зарыт горшочек с драгоценностями – один из многих надуманных стереотипов.

По вечерам Нина Ивановна садится за газету «СБ: Беларусь сегодня» и разгадывает там кроссворды: «Они  немудреные, а на следующий день приходит новый номер, там я могу отыскать ответы. Вот так и коротаю час». Ей здесь нравится, но перспектива снова провести зиму вдвоем с соседкой на всю околицу пугает. Так что женщина все чаще задумывается о том, чтобы вернуться обратно в Могилев, где она училась и работала.



Примечательно, что у Напрасновки даже нет своего кладбища. Мертвые души почивают в близлежащих деревнях. Это значит, что собранная однажды из хуторов, она снова потеряется по окрестностям. Растворится и исчезнет бесследно. Но о том, что история ее была напрасной, язык сказать ни у кого не повернется.

 Больше на http://www.gorkiv.by
Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.:

comments powered by HyperComments