Миссия Вишня

By | 21:11
О деревне, из которой сложно вернуться трезвым из-за фирменных вишневых настоек. И о тунеядцах поневоле

Из вишни тут делают все, что возможно. Но самое популярное "блюдо" - вишневая настойка: "насыпать в банку стакан вишен, сверху - 1-2 стакана сахара, Закрыть резиновой перчаткой и оставить недели на две бродить".
Добраться до Вишни не так-то просто. Вся дорога, тянущаяся после трассы, соединяющей узловые и более крупные деревни, – сплошные ямки. Автолавка сюда не ходит, все основные сообщения с «большим» миром проходят через соседнее село Юрково, поэтому в этом будто бы и нет потребности.


Такое вкусное, сочное название деревня носила далеко не всегда. До 1959 года населенный пункт именовался куда более прозаично – Пьяньково. С желанием сделать карту Беларуси более привлекательной по указу Верховного Совета БССР, в те годы мы лишились таких веселых деревень, как Веселый Помет, Пузики, Плеваки и многих других.



Откуда растут «ноги» данного наименования никто точно сказать не может. Но все оставшиеся здесь немногочисленные местные делают акцент на то, что здесь действительно всегда росло много вишен. Ягоды шли на варенье, компоты и настойку. Вишневая настойка, кстати, считается фирменным угощением в домах жителей.

К слову, в самом начале своей истории в 1599 году Вишня имела еще одно название – Пиянки, считалась шляхетской собственностью и входила в Шишевскую волость Оршанского уезда. За время своего существования успела побывать в подчинении Могилевской казенной палаты и в составе РСФСР. Во время Великой Отечественной войны до июня 1944 года деревня была оккупирована немцами. 12 местных жителей так и не вернулись в родные края с фронта.

Когда-то здесь была ветряная мельница и почти 200 жителей. Сегодня – три заселенных дома, вековые дубы и липы, обрамляющие единственную центральную улицу Мичурина. Покидать Вишню начали уже очень давно, так что даже заброшенных домов здесь почти не осталось: на их месте бушует бурьян.

«Тут людей жило – мама не горюй. И в близлежащую школу в Юрково приходилось ходить в две смены. Из второй старшеклассники зимой с факелами через речку Поросицу возвращались. Возьмем деревянную палку, обмотаем тряпкой, проволокой, обольем керосином, и вперед. Старшие дорогу протаптывали, а младшие шли за ними гуськом», – вспоминает Александр Разинкевич, который провел в Вишне все свое детство.

Александр Разинкевич
Родился Александр в 1959 году, когда советская власть активно боролась с религией, так что крестили его подпольно в деревне Ланенка. Как и большая часть амбициозной молодежи, уже после девяти классов он захотел пойти дальше родной «хаты», поэтому поступил на каменщика-монтажника в Оршу. Спустя некоторое время, руками Александра в Горках возводились нынешний Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, кинотеатр «Крыніца», сортоиспытательная станция, первый дом в микрорайоне Строителей. 

Последние годы мужчина работал сторожем и пастухом, вернувшись в Вишню. Но после того как перенес операцию, устроиться здесь не смог. Говорит, работы в колхозе мало. Живет на своем: выращивает огурцы, ходит за грибами, ловит рыбу. Разнообразие в холостяцкий рацион добавляет помогающая продуктами дочка.

Свежий улов - один из способов прокормить себя. Автолавка сюда не ходит, но можно ходить в магазин соседней деревни. Но Александр этого не делает: пенсию он пока не получает, работы нет. Живет на "подножном" корме. Деньги тратит только на сигареты, сахар, соль. Ну, и не без чарки для души.
Александр вспоминает, как в юности они собирались всей деревней в самом большом доме. Кто-то на балалайке играл, кто-то на гармошке, и танцевали. Дети любили играть в «Городки» или в «Ножики»: бросаешь нож в землю и смотришь, у кого глубже и ровнее вошел. Юношами могли засидеться в компании могли до самого утра, пару часов поспать и уже идти на работу. Дело молодое.

В этом году в деревне будет много яблок – можно сдать и денег заработать. А в свободное время Александр берет в руки книгу. Предпочитает детективы таких авторов, как Кирилл Казанцев, Вадим Панов, Владимир Шитов. А еще увлекся коллекционированием спичечных коробков. Больше всего экспонатов с гербами белорусских городов.

Часть коллекции спичечных коробков

Всеобщая коллективизация

Местная джакузи. Вместо уточек внутри - пустые бутылки.
Такой же холостяцкой жизнью живет и второй обитатель деревни Вячеслав Кабачевский. Он чуть старше Александра, но они и в школу вместе ходили, и сейчас помогают друг другу, живя по принципу братства: урожай пополам, улов тоже, грибы поровну. Даже папироской и той нужно делиться. Больше тут, кроме еще одних соседей, никого. Враждовать бессмысленно. Если топят баню в семье Александра Кабачевского, то тоже на всю деревню. 

Вячеслав Кабачевский
Вячеслав уезжал отсюда по той же схеме: после 9 классов поступил в минское училище на слесаря-сантехника, но решил, что продолжить службу в армии для него будет лучше, чем работать по специальности. Так судьба забросила его в Молдову, где он и женился. Но после распада Советского союза, когда Молдова обрела независимость, он, с незнанием государственного языка, не смог найти себе работу и вернулся в Беларусь. Сейчас никак не может выбить себе пенсию, с его то остаточным молдовским гражданством.

Армейские приветы
Двое братьев отца Вячеслава Кабачевского не вернулись с фронта после войны. Из рассказов старших маленький Слава запомнил, как в первые мирные годы им приходилось ходить в Горки за хлебом. А кто-то умудрялся совершать пешие походы даже до Смоленска, чтобы продать мед или обменять его на что-то более необходимое. 

«Скоро тут никого не останется»

За прополкой картошки застаем еще одну жительницу Вишни. Ирина Тузкова переехала сюда три года назад. Здесь стоит дом родителей ее зятя Александра. Дочь Инна работала учительницей в Юрковской школе, но с 1 сентября ее закрывают. «Скоро тут никого не останется, – говорит Ирина. – Рабочие места сокращаются. А молодежь? Какой парень или девушка захочет жить как отшельник, вдали от цивилизации? У нас даже самое необходимое для жизни, вода в колодце, и та с осадком». Но для Ирины тишина и спокойствие, которое она обрела в этой деревне, самый главный подарок в преклонном возрасте.

Ирина Тузкова
Если будете проезжать мимо Вишни, загляните в гости. Местные жители гостеприимно накормят вас вишневыми лакомствами. Они удивительным образом готовы вынести вам из дома все, ничего практически не имея (мне лично втюхивали хрусталь и какие-то графины). И это качество, наверное, одно из главных приобретений людей, выбравших для своей жизни тихую, размеренную, полуодинокую, но трудолюбивую жизнь в вымирающей деревне.


Больше на http://www.gorkiv.by
Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.:

comments powered by HyperComments