Дети алкоголиков

By | 18:41
«Меня не один раз накрывали такие фантазии: отец мертв, и мы все наконец-то счастливы и спокойны».

Как-то мне довелось делать материал о клубе анонимных алкоголиков. Уже тогда, сидя в их кругу, я больше думала о женах-детях-родственниках. Всех тех, кому пришлось жить с болезнью любимого человека. Кто-то соскакивал с этой карусели, а кто-то так и продолжал крутиться в состоянии страха, отчаяния, стыда, созависимости. У каждого была своя граница терпения.
Где оно заканчивается у тех, кто не выбирает родителей и получает «в подарок» пьющего отца или мать? В этом тексте 5 героев искренне рассказывают о своем потерянном детстве, комплексах и поводах уважать того, кто растерял все основания для этого. Вряд ли материал поможет этим людям или другим, с похожими судьбами. Но осознание того, что ты не один такой в этом мире, иногда означает уже очень много.



Арина, 21 год

Сколько я себя помню, столько отец пьет. Мама рассказывала, что до женитьбы ему это было не свойственно: мог пригубить, но без фанатизма. У них была обычная советская семья. Но последние лет 15-ть это – алкоголизм. 

Все происходившие в семье скандалы были из-за алкоголя. Точнее, из-за недопитого. Потому что, когда отец очень пьян, он просто тихо ложится спать.

За свою жизнь папа успел поработать в разных местах. Долго нигде не задерживался. Его увольняли по соглашению сторон, однако было понятно, что всякий раз причина одна. 



Мама порой бьет его так, что если бы он был в это время трезвым, то наверняка сдох бы. От нее исходит настолько сильный поток накопленной злости, что иногда об отца ломались стулья. В предпенсионном возрасте он уже не может оказать сопротивление. В ранние же годы доставалось маме.



Как-то я вернулась от соседки и с ужасом обнаружила, что вся квартира усыпана стеклом от серванта. Отца дома нет, его забрала милиция, а мама сидит вся синяя. Я не видела самой бойни, но видела ее последствия. Эта картина у меня в голове стоит до сих пор.


Если в детстве я проявляла к нему снисхождение (как же это так, мама обижает папочку), могла даже денег подбросить. То сейчас, наоборот, стала жеще. Порой мама мою агрессию останавливает, аргументируя: мужей может быть много, а отец один. А я, если бы была такая возможность, убила бы его. Так думать нельзя, но меня не один раз накрывали такие фантазии: отец мертв, и мы все наконец-то живем счастливо и спокойно.

Я за десятки метров чувствую, когда он возвращается домой. Его тело шатается, болтыхается, ударяется о стенки и перила. И ты думаешь: господи, хоть бы он там навернулся, расшиб голову, и так до дома и не дошел.

Мама постоянно повторяла: наш отец не хуже всех. Он, например, не гулящий. Наверное, держа в голове эту мысль, она и не думает разводиться. Но вдобавок ко всему все равно некуда пойти. Да и он никуда не исчезнет после развода. Остались ли у них чувства – не знаю. Но в одной кровати они не спят очень давно.

Все родственники видели отца, когда он был более-менее трезвый. Они не знают всей «кухни» и не могут поверить в мамины рассказы о его алкогольных безумиях. Считают, что она на него наговаривает.

Кодироваться – это для него позор. Он не остановился даже когда у мамы обнаружили рак. Ей пришлось уйти с хорошо оплачиваемой работы, о ней нужно было заботиться. Но он до сих пор будто не понимает этого. 

Трезвым он любит контролировать чистоту в доме, порядок, наличие еды в холодильнике, новизну своих джинсов. Пьяному на все это ему плевать. Два состояния – два абсолютно разных человека.

Я очень боюсь, что мой будущий муж может быть алкоголиком. Молодой человек, с которым я сейчас встречаюсь говорит, что никогда в жизни таким не станет. Я ему верю, но где гарантия? Застраховаться от этого невозможно. Но могу сказать точно: я бы от алкаша, в отличие от мамы, сразу сбежала.



Петя, 17 лет

Самое яркое впечатление из детства: мой 3-й класс, папа в полуживотном состоянии, но при этом сидит на кухне и клянчит у мамы деньги на «последнюю» бутылку. На ее вопрос, когда все это закончится, обещает, что завтра, при этом клянется здоровьем детей. После того вечера я перестал воспринимать серьезно все, что бы он ни говорил. Стало понятно, что важнее бутылки для него никого нет.

Размышляя об идеальном отце, я не исключаю возможности, чтобы он пил. Просто не нужно злоупотреблять. Отец должен заботиться о семье, стремиться ее обеспечить, в конце концов хотя бы просто разговаривать со своими детьми. У нас этого не было.

Меня воспитывала мать, и спасибо за то, что ей удалось заменить мне и отца. Благодаря ей, я не чувствую своей ущербности и неполноценности.

Он мог начать бить меня просто за то, что я ночью включил свет в своей комнате. Его раздражает любая мелочь.

При всей его бесполезности в моей жизни я ловлю себя на мысли, что мне его жаль. Мы с мамой могли бы его оставить, но один он бы загнулся уже через 2-3 месяца, к гадалке не ходи. Какой бы ни был, он все-таки отец, и плохой участи я ему не желаю.

В моей компании практически никто не пьет. Как-то я попробовал коньяк – больше не хочется. Вообще, не могу представить себе ситуацию, в которой бы мое утро начиналось с алкоголя, как у отца. И в принципе эта потребность перекрыла бы все другие.

Полина, 25 лет

Тяга к алкоголю у отца присутствовала задолго до моего появления. Мне, если можно так выразиться, повезло: он уходил из дома и мог не появляться неделями, пьянствуя.

По возвращению мама устраивала ему молчаливый бойкот, а я, как «любимая доченька, спаси папку» приносила водичку, холодные полотенчики и покушать. После запоев отец надолго завязывал, и мы превращались в обыкновенную семью. 

Разумеется, мы пытались поговорить, наставить на путь истинный, однако, отец алкоголиком себя не считал и жутко на такую формулировку обижался. Наверное, оттуда растут мои проблемы – отрицать то, что не можешь принять. Отец был очень громкий, и вспыльчивый. Мама же по натуре своей не любит выяснения отношений и ссор, поэтому просто старалась отгородиться от решения проблем. Если бы он не ушел из семьи сам, этот день сурка с запоями продолжался бы до сих пор. 

Отец оставил нас, когда я была в 7 классе. Буквально через неделю одумался и просил принять обратно. Мама поставила условие: если бросишь пить. Он не вернулся. Зато долгое время приходил ко мне, пока мать была на работе, и плакался о том, как скучает и любит нас. Вырвал мне клочья нервов. Только через 12 лет я нашла в себе силы простить, понять и принять его. Перестала жалеть нас. Теперь я благодарна ему за то, что он тогда сделал: мама нашла себе другого мужчину, очень похожего на нее, и живет спокойной, размеренной жизнью. 

Он женился второй раз. На женщине, которая его очень любит и все прощает. Мы с ней ладим. Отец иногда обижает ее своими выходками, но, в связи с возрастом, уже не так много и часто выпивает, остепенился.

Он хороший, умный и веселый, когда трезвый. В состоянии алкогольного опьянения же ассоциируется у меня со свиньей, хотя всегда остается душой компании.

К сожалению, я рано повзрослела и росла без отцовского воспитания и заботы. Я не представляю, что меня можно любить просто так, безусловно, а не когда я хорошая и примерная девочка. В мужчинах я подсознательно ищу папочку. Я не верю в слова, не подкрепленные действиями…

По папиной линии у меня серьезные предпосылки даже не нюхать алкоголь. Но выпить я люблю. Без меры, пока льется. Это страшно, и я постоянно клянусь себе не употреблять или хотя бы быть умеренной. Но, наверное, это у меня в крови.


Ваня, 28 лет 


Я помню свои три года, и уже тогда отец пил. Вечно недовольная мама, скандалы в доме, настоящие войны и состояние всеобщего напряжения. Но на людях все старались сохранить репутацию хорошей, нормальной семьи. В любом обществе темы о родителе были под запретом: сор из избы выносить нельзя. 

Первых раз сто, будучи пьяным, он веселил. Становился задорным и наконец-то обращал на меня должное внимание. Ну, а потом я стал замечать, как он обращается с матерью (бил ее несколько раз), как вонял и выглядел в целом. Вся любовь к нему очень быстро превратилась в презрение, стыд и ненависть. 

Моя реакция на отца быстро перешла и на мать, потому что она при любых обстоятельствах все равно продолжала защищать его, вторя, что я неуважительно отношусь к родителям. Я замкнулся и пытался избегать с ними любого контакта. 

Если у него на руках было много денег, то попойка могла затянуться на 5-6 часов застолья с весельем, жалобами, песнями и политикой. А дальше – отключка. Если денег не было, то он не брезговал раздобыть их любыми способами. От мольбы и унизительных обещаний исправиться до воровства. 

Годам к 16-ти мои глаза будто закрыла пелена. Я давно испытывал недостаток родительской любви, плюс ко всему в этом возрасте начали проявляться другие подростковые проблемы, с которыми получалось справляться сложно. Я смотрел на отца, а он просто заливал глотку, ему было плевать на любые переживания. Мне показалось это крутым. Я скопировал его подход к жизни и тоже стал пить, много и до беспамятства. По мере избавления от негативного мышления и переживаний предыдущего опыта, тяга к выпивке стала становиться слабее и слабее. 

Жизнь не всегда красива, и пьют люди от несбывшихся надежд и разочарований. Так вышло с моим отцом. Но это я могу только предположить. 

В качестве инструмента борьбы с пьянками использовались уговоры, слезы, в него тыкали пальцем, умоляли, угрожали, уходили, ругали, отбирали алкоголь и т.д. Но никогда не применяли силу и не вызывали милицию: все в тесном семейном кругу. А потом мы построили квартиру, и отец завязал, чтобы было чем платить за кредит. Я до сих пор не понимаю, как ему это удалось. Но наша история на этом не закончилась…


Настя, 24 года

Мама рассказывала, что запои были у отца нормой и до женитьбы. Он приползал к ней в общежитие с перегаром, иногда побитый. Но, глядя на красивого, уверенного и амбициозного юношу, хотелось думать, что все образуется.

Он не пришел ни на одно родительское собрание, ни разу не сводил нас в поликлинику, пропадал на недели и являлся домой с засосами, но сам скандалил за любую вовремя не вымытую кружку.

Сначала нам объясняли: нужно, чтобы дети росли с отцом. Когда мы повзрослели, мать ссылалась на привычку. Но глядя на то, как она нежно наливает ему суп и тщательно стирает носки после очередной попойки, верилось, что на свете есть любовь. Но только кому она такая на хрен нужна?

А потом его выперли из ментовки. Причин было много, но главная – повторяющиеся запои. Он стал пить бешеными дозами. Утро начиналось со стакана водки или «бырла». Бутылка могла уйти буквально за пару глотков. На день ему нужно минимум две. Пропивая свою пенсию, он начинал «клянчить» деньги у матери, которая умудрялась тянуть нас, дачу и своих пожилых родителей. Стандартный день бати: встать, сходить в магазин, спать до вечера, опять идти за бутылкой. Все. Человек, у которого за плечами хорошее образование, хорошая карьера и уважение, потерял все.

Я училась в другом городе, и когда другим студентам было в радость приехать на Новый год домой, для меня это было сущим наказанием. В один из таких визитов, я переступила порог квартиры, занесла в прихожую чемодан. Отец встречал меня полностью голым. Он смотрел мимо меня и ссал на ковер. Счастливого Нового года и Рождества – произнесла в голове я.

Последняя капля доверия к нему исчезла после того, как он пропил сначала свое обручальное кольцо, а потом и мамино. Для меня это было страшнее даже тех «белочек», во время которых он бросался на маму с братом с ножом: ему показалось, что супруга спит с любовником.

Кодировки не работают. Чертовы программы «нет насилию в семье» тоже. Психиатрам нужно личное согласие на лечение больного… А батя себя больным не считает, отлично паразитируя на маминой созависимости от него. Никому не пожелаю жить так же. Вряд ли я познакомлю отца со своей будущей семьей. В целом, ему это и неинтересно.

P.S. Имена героев в материале изменены.

Следующее Предыдущее Главная страница

0 коммент.:

comments powered by HyperComments